В настоящее время, практически каждая наша деятельность оставляет цифровой след, и персональные данные стали объектом активного сбора и использования со стороны всевозможных организаций. От покупок в интернете до посещения социальных сетей и мессенджеров, наша информация аккумулируется и обрабатывается. Некоторым это может показаться необычайно полезным и удобным, данный подход позволяет нам получать персонализированные предложения, скидки и сервисы. Однако, стоит задаться вопросом, каким именно образом компании используют наши персональные данные и чем это использование может нам грозить? В этой статье мы рассмотрим, что же такое конфиденциальность персональных данных, а также предложим некоторые рекомендации по данному вопросу.
Введение.
Персональные данные – это информация, которая позволяет идентифицировать отдельного человека. Это могут быть фамилия и имя, адрес, номер телефона, электронная почта, данные паспорта, банковские реквизиты и другая информация, относящаяся к нам как к физическим лицам.
Конфиденциальность персональных данных — это право каждого человека на полное или частичное сокрытие своей личной информации от несанкционированного доступа, и тем самым, выражать себя избирательно. Все больше случаев утечек данных и нарушений конфиденциальности привлекают внимание общественности и законодателей.
Законодательная база и международные стандарты в области защиты персональных данных.
Законодательная база в области защиты персональных данных играет важную роль в обеспечении конфиденциальности и безопасности личной информации. Во многих странах существуют специальные законы и нормативные акты, регулирующие сбор, хранение и использование персональных данных. Одним из самых известных примеров является Общий регламент по защите данных (GDPR), принятый Европейским союзом. GDPR устанавливает детальные требования к обработке персональных данных. В основе регламента лежат следующие принципы:
1. Согласие и прозрачность: предполагается, что субъект должен ясно и явно давать свое согласие на обработку своих персональных данных.
2. Целостность и конфиденциальность: персональные данные должны обрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита и сохранность.
3. Минимизация данных: предполагается, что сущности, собирающие персональные данные, должны производить сбор и обработку только той информации, которая необходима для достижения заданных целей.
4. Права субъекта данных: GDPR признает набор прав субъекта данных, включая право на доступ к своим персональным данным, право на исправление, право на удаление («право быть забытым»), право на ограничение обработки, право на портабельность (хранения данных в “изолированных хранилищах”) и др.
5. Отчетность и ответственность: организации, обрабатывающие персональные данные, должны документировать все процессы обработки личной информации.
Кроме GDPR, международным стандартом, относящимся к защите информации и персональных данных, является ISO/IEC 27001. Он устанавливает требования к системе управления информационной безопасностью (СУИБ). Использование стандарта ISO/IEC 27001 позволяет компаниям оценивать угрозы, риски и разрабатывать соответствующие меры по обеспечению безопасности информации.
В России соблюдение конфиденциальности регулируется Федеральным Законом № 152 «О персональных данных».
Важность конфиденциальности персональных данных.
Конфиденциальность персональных данных – это важный аспект нашей личной безопасности. Кража и некорректное использование персональной информации может привести к серьезным последствиям.
Мошенничество – одна из самых распространенных угроз.
Украв персональные данные, злоумышленники могут совершить финансовые махинации, в том числе снять деньги с нашего банковского счета или совершить покупки от нашего имени, оформить кредит или открыть фиктивный счёт.
Возможная утечка нашей конфиденциальной информации может также привести к ее неправомерному использованию. Информация может быть продана третьим лицам и использована ими для вторжения в нашу личную жизнь.
Как компании собирают и используют персональные данные.
Компании активно собирают нашу личную информацию из разных источников. Один из главных способов — это наши профили в социальных сетях. Здесь мы делимся информацией о своих интересах, хобби, местах, где мы бываем, о наших друзьях и семье. Большие технологические компании, аккумулируют эту информацию для создания детальных профилей пользователей.
Кроме того, компании собирают информацию через онлайн – покупки. На основании наших предпочтений, они дают рекомендации о других товарах и услугах, которые могут нас заинтересовать. Помимо этого, большинство сайтов следит за нашим поведением в интернете с помощью cookie-файлов, собирая информацию о том, какие страницы мы посещаем, как долго мы там находимся и что ищем.
Использование информации.
Разные организации используют нашу личную информацию для разных целей. Одна из главных — это персонализация предложений и реклама. Благодаря анализу наших предпочтений и интересов, компании могут предоставлять нам рекламу и предложения, которые более вероятно, будут соответствовать нашим потребностям. Например, если мы проявляем интерес к спортивным товарам, компания может рекомендовать нам товары и акции из этой области.
Многие также используют информацию для улучшения своих продуктов и услуг. Анализируя данные, они выявляют какие функции нуждаются в улучшении или добавлении, какие изменения могут сделать сервис более привлекательным для пользователей. Такой подход позволяет им понять, что именно мы ожидаем от товаров и как сделать их лучше.
Защита персональных данных.
Итак, что можно сделать для защиты личной информации от неправомерного использования? Вот несколько советов:
– Ознакомьтесь с политикой конфиденциальности.
Прежде чем предоставлять личную информацию, ознакомьтесь с политикой конфиденциальности, чтобы понять, как собираются, используются и в какой степени защищены ваши данные. Многие сервисы и социальные сети предлагают возможность настроить уровень конфиденциальности. Ознакомьтесь с этими настройками и установите требуемый уровень защиты для вашей личной информации.
– Сведите к минимуму обмен данными.
Предоставляйте только ту личную информацию, которая необходима для конкретного момента, будь то покупка, услуга или выполнение транзакции.
– Используйте безопасные пароли.
Составляйте надежные, уникальные пароли для каждой учетной записи и рассмотрите возможность использования менеджера паролей (например yandex).
– Мониторинг учетных записей.
Регулярно проверяйте выписки по банковским счетам и кредитным картам, на наличие признаков мошенничества или кражи личных данных.
– Используйте инструменты конфиденциальности.
Рассмотрите возможность использования инструментов конфиденциальности, таких как блокировщики рекламы и VPN, чтобы ограничить объем личной информации, которая собирается и передается онлайн.
– Удалите ненужную информацию. Периодически просматривайте свои профили в социальных сетях и удаляйте ненужную или устаревшую информацию. Это поможет уменьшить объем сведений, которыми могут завладеть злоумышленники.
– Используйте анонимность.
В некоторых онлайн-сервисах можно использовать анонимные данные. Например, создайте электронную почту только для онлайн – покупок или регистраций, чтобы не связывать ее с вашим реальным именем и личной информацией.
– Обновляйте программное обеспечение.
Системные обновления, как правило, содержат исправления уязвимостей, которые могут быть использованы злоумышленниками для доступа к вашей персональной информации. Поэтому важно регулярно обновлять операционную систему и другие программы на вашем устройстве.
Заключение.
Все люди должны знать о своих правах в отношении персональных данных, о том, какие данные собираются о них и как они используются. Регулярное ознакомление со свежей информации о конфиденциальности персональных данных может повысить осведомленность и помочь Вам принимать осознанные решения в отношении своей личной информации.